Грузоперевозки без штрафов и перегруза

Грузоперевозки без штрафов и перегруза

     Крупнотоннажные автомобили оказывают наиболее сильное влияние на повреждение дорожного полотна, именно поэтому в большинстве стран, в том числе и РФ, действуют специальные нормы проезда большегрузов, которые касаются веса груженного транспортного средства и оказываемой им нагрузки на дорожное покрытие. С каждым годом усиливается контроль за соблюдением перевозчиками законодательства об использовании автомобильных дорог общего пользования – с недавнего времени на многих федеральных трассах стали появляться автоматизированные пункты весогабаритного контроля, которые в режиме реального времени производят взвешивание автотранспорта и в случае обнаружения перегруза формируют постановление для оплаты штрафа.

     Чтобы понять, как не допустить перегруз автотранспорта и обеспечить работу организации без наложения штрафов, необходимо, во-первых, чётко знать законодательство.

     Контроль за большегрузами в РФ производится в соответствии со следующими нормативными актами:

  • Федеральным законом №257
  • Постановлением Правительства №272

Этими документами регламентируются следующие параметры:

  • допустимая масса грузового автотранспорта с прицепами или без них;
  • предельно допустимая нагрузка на ось;
  • разрешенные перегрузы;
  • правила транспортировки грузов, превышающих допустимые нормы.

Таким образом, проверка грузового транспорта производится по двум параметрам: допустимой массе и нагрузки на ось.

Допустимая максимальная масса – масса, разрешенная к использованию, состоит из веса самого автомобиля и веса перевозимого груза (задается заводом изготовителем транспортного средства и указывается в ПТС).

Например, если разрешенная максимальная масса составляет 25 тонн и при этом вес автомобиля – 9 тонн, то это значит, что данное транспортное средство может перевозить груз массой не более 16 тонн (25-9).

Тип автотранспорта Допустимая масса, тонн
Одиночные автомобили в зависимости от количества осей:
2 18
3 25
4 32
5 35
Автопоезда (прицепные и седельные) в зависимости от количества осей:
3 28
4 36
5 40
6 и более 44

Таблица 1. Допустимые массы отдельных видов грузового автотранспорта и автопоездов (Приложение №1 к Постановлению Правительства №272).

В случае, если масса автопоезда с грузом превышает 44 тонны, то для его проезда требуется оформление специального разрешения, в котором указывается маршрут движения и время отправки/прибытия. Кроме того, если масса вместе с грузом составляет более 80 тонн, то автоинспекцией составляется индивидуальный маршрут движения такого транспорта с учетом допустимости проезда по отдельным участкам дорог (в том числе мостам и путепроводам).

Второй параметр – нагрузка на ось, представляет нагрузку, которая передается на дорожное полотно колесами на одной оси.

Для ограничения осевой нагрузки транспортного средства введено понятие «максимальная осевая нагрузка», которое подразумевает нагрузку от самой большой оси автотранспорта. Максимальная осевая нагрузка является основанием для введения ограничений проезда отдельных видов автотранспорта по дорогам. Для таких ограничений предусмотрены соответствующие дорожные знаки.

Расположение осей транспортного средства Расстояние между сближенными осями (метров) Допустимая нагрузка на ось <****> колесного транспортного средства в зависимости от нормативной (расчетной) нагрузки на ось (тонн) и числа колес на оси, (тонн)
для автомобильных дорог, рассчитанных на нагрузку 6 тонн на ось <*> для автомобильных дорог, рассчитанных на нагрузку 10 тонн на ось для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 11,5 тонны на ось
Одиночная ось (масса, приходящаяся на ось) свыше 2,5 5,5 (6) 9 (10) 10,5 (11,5)
Двухосная группа (сумма масс осей, входящих в группу из 2 сближенных осей <***>) до 1 (включительно) 8 (9) 10 (11) 11,5 (12,5)
свыше 1 до 1,3 (включительно) 9 (10) 13 (14) 14 (16)
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) 10 (11) 15 (16) 17 (18)
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) 11 (12) 17 (18) 18 (20)
Трехосная группа (сумма масс осей, входящих в группу из 3 сближенных осей <***>) до 1 (включительно) 11 (12) 15 (16,5) 17 (18)
свыше 1 до 1,3 (включительно) 12 (13) 18 (19,5) 20 (21)
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) 13,5 (15) 21 (22,5 <**>) 23,5 (24)
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) 15 (16) 22 (23) 25 (26)
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси не более 4 колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе из 4 осей и более <***>) до 1 (включительно) 3,5 (4) 5 (5,5) 5,5 (6)
свыше 1 до 1,3 (включительно)

6 (6,5) 6,5 (7)
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) 4,5 (5) 6,5 (7) 7,5 (8)
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) 5 (5,5) 7 (7,5) 8,5 (9)
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси по 8 и более колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе осей) до 1 (включительно) 6 9,5 11
свыше 1 до 1,3 (включительно) 6,5 10,5 12
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) 7,5 12 14
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) 8,5 13,5 16

Таблица 2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 22.12.2018, Приложение №2)

Проверка массы грузового автомобиля и осевой нагрузки может производится на специальных постах:

·         на стационарных постах ГИБДД или Таможни

·         на АПВГК (автоматических пунктах весогабаритного контроля)

·         на передвижных постах, оборудованных на базе грузового фургона

Весовой контроль может осуществляться двумя способами:

1.    В динамике - транспортное средство двигается в определенном месте, оснащенном датчиками веса. При данном способе определения параметров массы и осевой нагрузки погрешность измерения может составлять до 5%;

2.    В статике - измерения производятся на весах после полной остановки автотранспортного средства. Такой способ позволяет более точно определить исследуемые параметры (погрешность до 2%).

Для нивелирования погрешности оборудования, законодательством предусмотрен допуск за превышение максимальной массы транспортного средства, в том числе на ось. В соответствии со статьей 29 пункт 2 Федерального закона №275 водителям запрещается эксплуатация транспортного средства, если масса автомобиля или нагрузка на ось превышают норму более чем на 2%.

Исключением из данного правила являются любые виды транспортных средств, принадлежащие Вооруженным Силам РФ.

За отклонение максимально разрешенной массы или нагрузки на ось статьей 12.21.1 КоАП предусмотрена административная ответственность. В соответствии с примечанием к статье 12.21.1 индивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица.

Какие санкции накладывает КОАП:

1.    Если превышение допустимой массы или нагрузки на какую-либо ось грузового автомобиля или автопоезда составляет в пределах 2% — 10%, то будут применены следующие санкции (статья 12.21.1. часть 1):

административный штраф в размере 1 000 – 1 500 рублей будет возложен на водителя, осуществляющего перевозки
штраф в размере 10 000 – 15 000 рублей предусмотрен для должностного лица, отвечающего за транспортировку грузов
штраф в размере 100 000 – 150 000 рублей возлагается на юридическое лицо (ИП)
штраф в размере 150 000 рублей будет оформлен на собственника автотранспорта если правонарушение зафиксировано с помощью автоматических средств

2.    Если перегруз оси или автомобиля составляет более 10%, но менее 20%, то статьей 12.21.1 часть 2 КоАП предусмотрены следующие санкции:

штраф для водителя в размере 3 000 – 4 000 рублей
штраф для должностного лица 25 000 – 30 000 рублей
штраф для юридического лица и ИП 250 000 – 300 000 рублей
при автоматической фиксации правонарушения штраф будет выписан на собственника в размере 300 000 рублей

3.    Если перегруз автотранспорта находится в пределах 20% — 50%, то (статья 12.21.1. часть 3):

для водителей предусмотрены санкции в виде штрафа в размере 5 000 – 10 000 рублей или лишение прав на срок 2 – 4 месяца
для должностных лиц сумма штрафа составит 35 000 – 40 000 рублей
для юридических лиц 350 000 – 400 000 рублей
при автоматической фиксации штраф для собственника авто составит 400 000 рублей

4.    Если после проведения проверки перегруз составит более 50%, то (статья 12.21.1. часть 6):

водитель может быть наказан штрафом в размере 7 000 – 10 000 рублей или лишением прав на срок 4 – 6 месяцев
должностные лица наказываются штрафом в размере 45 000 – 50 000 рублей
юрлица и ИП наказываются штрафом в размере 400 000 – 500 000 рублей
при автоматической фиксации штрафом в размере 500 000 рублей наказывается автовладелец

Итак, чтобы минимизировать риск отправки транспорта с перегрузом на маршрут и не получить административное наказание, очевидно, что грузоперевозчик должен знать точный вес своего транспортного средства.

Для определения точного веса и нагрузки на ось, на рынке предлагается несколько типов автомобильных весов:

-      Подкладные весы для поосного взвешивания - низкая стоимость, низкая точность по сравнению с другими типами весов, не подходит для коммерческого взвешивания

-      Врезные поосные весы для динамического взвешивания – выше точность по сравнению с подкладными, цена выше, используются в основном для технологического взвешивания и определения нагрузки на ось, есть ограничения по количеству взвешиваний в смену

-      Стационарные платформенные весы – самая высокая точность, подходит как для коммерческого учёта грузов, так и для технологического взвешивания, измеряют как полную массу автопоезда, так и нагрузку по осям, позволяют производить неограниченное количество взвешиваний

  Таким образом, наиболее универсальным решением являются стационарные платформенные весы. Такие весы имеются в ассортименте компании НАИС. Более подробно о них можно прочитать здесь - https://nais.ru/catalog/avtomobilnye-vesy/ и здесь - https://nais.ru/catalog/programmnoe-obespechenie/programmnyy-modul-nagruzka-po-osyam/

Бывают ситуации, когда возможности прямого взвешивания автомобиля на весах в данный момент нет – как же тогда узнать нагрузку на ось? Существует расчётный метод, однако стоит помнить, что он очень приблизительный и с увеличением на дорогах постов весового контроля пользоваться им крайне нежелательно.   

Пример расчёта для грузового автомобиля с прицепом: 

  • в соответствии с паспортными данными определяем массу автомобиля и массу прицепа; 
  • узнаем у поставщика фактический вес груза. Этот параметр должен отражаться в накладной;
  • нагрузка между тягачом и прицепом, как правило, распространяется в соответствии 25% на 75% соответственно. Отсюда можно вычислить нагрузку на прицеп, которая равна 0,75*(массу прицепа + масса груза);
  • по правилам нагрузка на прицеп распространяется равномерно на каждую ось. Зная массу прицепа с грузом и количество осей можно определить, какая нагрузка распространяется на каждую ось (масса прицепа с грузом / количество осей);
  • далее определяется нагрузка на оси автомобиля. Для этого необходимо массу прицепа с грузом * 0,25 + масса авто;
  • нагрузка на заднюю ось составляет 75% всей нагрузки на автомашину и 25% на переднюю ось.

Допустим, масса автомобиля по ПТС составляет 5 т, а масса трехосного прицепа – 10 т. Планируется перевозка груза массой 15 т.

Нагрузка на прицеп, т. 0,75*(10+15) = 18,75
Нагрузка на каждую ось прицепа, т. 18,75/3 = 6,25
Нагрузка на оси тягача, т. (10+15)*0,25+5 = 11,25
Нагрузка на каждую заднюю ось трехосного тягача, т. составит 11,25*0,75/2 = 4,22
Нагрузка на переднюю ось, т. 11,25 – 4,22*2 = 2,81
Распределение нагрузок по осям, т. 2,81+4,22+4,22+6,25+6,25+6,25
Полная масса, т. 30

Для определения перегруза воспользуемся таблицей, представленной в приложении 2 Постановления Правительства №272:

10,5 т на переднюю ось тягача
11,5 т на заднюю ось тягача
по 8 т на каждую ось полуприцепа

После проверки в пункте весового контроля оказалось, что фактически нагрузки распределены так:

8,3 т на переднюю ось тягача
17,5 т на заднюю ось тягача
по 12,8 т на каждую ось полуприцепа

Перегруз составит:

17,5 – 11,5 = 6 т или 52% на заднюю ось тягача
12,8 – 8 = 4,8 т или 60% на оси полуприцепа

Допустимая масса автопоезда равна:

8*3+10,5+11,5 = 46 т

Масса загруженного авто в нашем примере составляет:

12,8*3+8,3+17,5 = 64,2 т

Это означает, что так же допущен перегруз по разрешенной максимальной массе в размере 18,2 т

Таким образом, при осуществлении перевозок грузовыми автотранспортными средствами, требуется постоянно контролировать допустимую массу авто и нагрузку на ось, и, как показывает этот пример, лучше для этой задачи использовать автомобильные весы.